В Украине петицию, которая касается утверждения Стамбульской конвенции, поддержало 25 тысяч людей. Она важна для эффективной борьбы с домашним насилием. Но процесс внедрения конвенции притормаживается, по мнению специалистов, из-за стереотипного отношения к термину гендер, передаёт Информ-UA.
Проблема домашнего насилия актуальна для всей Европе. Для её решения необходимо на законодательном уровне закрепить, чтобы все потерпевшие имели одинаковый уровень защиты во всех странах. Поэтому ещё в 2008 году была создана рабочая группа, которая занялась разработкой данной конвенции. А в 2010 году был представлен окончательный текст данного документа.
Данное соглашение — это документ Совета Европы о противодействии насилия по отношению к женщинам и касательно домашнего насилия. Украина является членом Совета Европы, это проявление демократического выбора, защиты прав человека. Много правовиков, научных деятелей, представителей общественных организаций говорят, что данный документ является революционным,
— говорит заведующая кафедры социально-гуманитарных дисциплин Днепропетровского государственного университета внутренних дел Ирина Грицай.
В Стамбульской конвенции более восьмидесяти статей, их сгруппировали в 12 разделов.
Главной причиной того, что в Украине до сих пор не была ратифицирована Стамбульская конвенция, объясняет эксперт, является то, что трактовка понятия гендера искривлена:
В статье 3 этого документа понятие гендер обозначает социально сконструированные роли поведения. Если внимательно прочитать этот документ – это о правах людей, которые пострадали от домашнего насилия. Ни единого призыва относительно ЛГБТ-сообществ, сексуальной ориентации в этом документе нет. Что касается использования терминологии гендер, то если посмотреть местное законодательство, то он употребляется, к примеру, в законе Украине о труде. То есть, гендер – это социально-культурный конструкт, который отличает женщину от мужчины по поведенческим, ментальным качествам.
Ратифицировав это соглашение, Украина получит поддержку со стороны Совета Европы.
Стамбульская конвенция предполагает новый подход, который предполагает рассматривать насилие не как проблему исключительно потерпевшего лица, или отдельной семьи, а воспринимается как грубое нарушение прав людей. И ответственность за решение этой проблемы возлагается именно на государство. Этот международный документ предусматривает комплексный подход к решению проблемы насилия — от налаживания процесса мониторинга по защите потерпевших, до работы на предотвращение домашнего насилия,
— объясняет Ирина Грицай.
В случае утверждения данного соглашения государство обязано имплементировать все прописанные в ней нормы в национальное законодательство.
Если конвенция будет ратифицирована, то мы получим на практике возможность реализовать весь этот комплекс. Это системные обучения профильных представителей государственных органов, подготовка специалистов, лечебные программы, защита и поддержка детей, создание шелторов, учитывая мировые стандарты. Предусмотрена и уголовная ответственность за все виды насилия,
— говорит Ирина Грицай.
На сегодняшний день большинство стран, которые подписали Стамбульскую конвенцию, уже её ратифицировали. Это Франция, Германия, Швейцария, Монако, Румыния. В списке есть и мусульманская страна – Турция.
Тема насилия, объясняет специалист, касается не только женщин:
Есть случаи насилия по отношению к мужчинам. Но всё же 93 процента пострадавших от насилия – это женщины.
Насилие, по словам эксперта, имеет характер всемирной пандемии. Согласно статистике, которую предоставляет Министерство внутренних дел, ежегодно насчитывается около 150 тысяч обращений, которые касаются фактов насилия, за день — 300 случаев.
Мы понимаем, что данная статистика не отображает в полной мере масштабов проблемы, поскольку домашнее насилие имеет скрытый характер. Не всегда лицо, которое пострадало от насилия, сообщает об этом в соответствующие органы. Пандемия, карантин, потеря рабочих мест – всё это приводит к определённому эмоциональному напряжению. Это, в конечном результате, приводит к домашнему насилию в некоторых семьях. Если посмотреть статистику, то количество составленных административных протоколов по фактам домашнего насилия с начала карантина выросло почти в два раза.
— говорит Ирина Грицай.
В Украине функционируют мобильные бригады, в которых есть социальный работник и психолог, рассказывает Ирина:
Осознавая психологическое напряжение, которое на сегодняшний день присутствует в обществе из-за коронавируса, нами была открыта также горячая линия поддержки для лиц, которые в этом нуждаются. Если вы чувствуете в себе потребность в эмоциональной, психологической разрядке – пожалуйста, звоните, и получайте консультацию.
]]>